gulkevichy@mo.krasnodar.ru
352190, Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, г. Гулькевичи, ул. Советская, д. 14
Show menu
Муниципальное образование Гулькевичский район Краснодарского края

Как провести оценку профессиональных рисков

Каждый работодатель вне зависимости от формы собственности и вида экономической деятельности должен провести процедуру оценки и управления профессиональными рисками.

Поскольку работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, а оценка рисков – один из основных элементов системы. Это указано в статьях 209 и 212 ТК и пунктах 29, 33–39 типового положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Положение).

Кроме того, оценка рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь.

Также, оценка рисков помогает повысить мотивацию работников соблюдать требования охраны труда, социальную защищенность работников и квалификацию персонала, а также обеспечить экологическую безопасность производства.

Процесс управления рисками состоит из трех этапов:

  • идентификация (выявление) опасностей;
  • оценка уровней рисков;
  • разработка мероприятий по снижению либо контролю уровней рисков.

Шаг 1. Создать комиссию по оценке рисков.

Оценку рисков может проводить специалист по охране труда, служба охраны труда или комиссия. Состав комиссии определяют в зависимости от количества работников и сферы деятельности организации. В состав комиссии можно включить главного инженера, ответственного за пожарную безопасность, ответственного за электробезопасность, начальников структурных подразделений, представителей профсоюза и т. д. Обязательно участие работников в процессе идентификации опасностей.

Шаг 2. Выявить (идентифицируйте) опасности.

Идентификация или выявление опасностей, которые могут причинить ущерб жизни или здоровью работников, – первый и основной этап процесса управления рисками.

Документы и информация, которые можно использовать, чтобы выявить опасности:

  1. НПА, локальные документы по охране труда и безопасности работ, которые относятся к определенному рабочему процессу.
  2. Результаты специальной оценки условий труда 
  3. Техническая документация на оборудование и технологическая документация на процессы. 
  4. Информация о веществах и инструментах, которые участвуют в технологическом процессе 
  5. Cведения о происшедших авариях, инцидентах, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в организации и результаты их расследования. 
  6. Доступные сведения и статистические данные о несчастных случаях и производственном травматизме в похожих организациях. 
  7. Жалобы работников, которые связаны с ненадлежащими условиями труда, и предложения по улучшению условий труда. 
  8. Предписания надзорных органов в области охраны труда и промышленной безопасности. 

Шаг 3. Оценить уровень профрисков.

Следующий этап – это оценка уровней рисков от выявленных опасностей. Риск определяют как сочетание вероятности причинения ущерба и тяжести ущерба.

Шаг 4. Провести  корректировки оценки рисков.

Заключительный этап оценки рисков – оформление реестра опасностей и проведение корректировки.

По результатам оценки рисков составить их перечень в зависимости от уровня каждого риска.

Для уменьшения  рисков, необходимо устранить или уменьшить факторы опасности. Для этого проводятся мероприятия по снижению уровня риска в указанном порядке:

  • исключается или заменяется  опасная или вредная работа, процедура, процесс, сырье, материалы, оборудование и т. п.;
  • внедряются технические и административные  методы ограничения риска воздействия опасностей на работников;
  • обеспечение  работников СИЗ.

Составить  план по управлению и контролю рисков. Управлению подлежат все оцененные риски вне зависимости от их уровня. В результате предпринятых действий и мер управления риск должен быть снижен до небольшого или возможного риска. После снижения уровней рисков необходимо провести повторную оценку рисков и установить их уровень, а также разработать меры контроля уровня риска для того, чтобы он оставался на допустимом или приемлемом для работодателя уровне.