С 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О специальной оценке условий труда” в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” внесены существенные изменения.
Проводить спецоценку, по-прежнему, нужно 1 раз в 5 лет. В чем суть внесенных поправок?
Поправками усовершенствована процедура проведения специальной оценки условий труда, внесены корректировки в правила применения результатов спецоценки. Кроме того, усилен контроль за внесением сведений о результатах специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — ФГИС СОУТ).
Зачем потребовались такие поправки?
Поправки направлены на повышение качества проведения специальной оценки условий труда и разработаны по результатам анализа практики применения законодательства о спецоценке. Результаты контрольно-надзорной деятельности Роструда свидетельствуют о том, что в ряде случаев в нарушение требований законодательства отчеты во ФГИС СОУТ организациями, проводившими спецоценку, по тем или иным причинам не передаются либо передаются в неполном объеме. Это создает риски и не позволяет своевременно выявить с использованием автоматических сервисов ФГИС СОУТ возможные нарушения и принять меры по восстановлению нарушенных прав работников.Поправки позволят повысить качество проведения специальной оценки условий труда в целях обеспечения соблюдения гарантий и прав работников.
Что изменилось в порядке передачи сведений о спецоценке в ФГИС СОУТ?
С 1 января 2020 года закреплена обязанность организаций, проводящих специальную оценку условий труда, по передаче в ФГИС СОУТ определенных сведений и получению для предстоящей спецоценки идентификационного номера, который присваивается в автоматическом режиме и включается в отчет о ее проведении. Очень важно, что без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
Передавать данные в систему должна организация-оценщик. Об этом она обязана сообщить работодателю в течение 3 рабочих дней.
Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от организации-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:
- в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
Организация-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:
- 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
- в 10-дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).
Когда можно начать использовать результаты проведенной спецоценки?
Работодатели не смогут применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). До 2020 года этот момент был привязан к дате утверждения отчета.
На что еще будет влиять включение сведений в ФГИС СОУТ?
Подачу работодателем декларации никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда. Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке .
Декларация соответствия условий труда также начнет действовать только после внесения информации в систему. Ранее декларация считалась действительной со дня утверждения отчета о спецоценке.
Что нужно будет указывать в отчете о проведении СОУТ?
В отчет о проведении специальной оценки условий труда будут включаться замечания и возражения работника относительно ее результатов, представленные в письменном виде.
Работодатель обязан рассмотреть такие возражения и провести при необходимости внеплановую СОУТ.
Предусмотрены ли послабления в процедуре проведения СОУТ?
Они касаются субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей). Такие лица могут не создавать отдельную комиссию по проведению СОУТ. В этом случае полномочия комиссии исполняет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник.
Что еще нового предусмотрено Законом № 451-ФЗ?
Поправками установлено, что в случае выявления фактов несоблюдения установленных требований деятельность организации, проводящей СОУТ, приостанавливается до момента устранения выявленных нарушений.
Кроме того, уточнены процедуры идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов.
Автоматические штрафы СОУТ 2020
За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Размеры наказаний не изменились - работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:
- должностных лиц и ИП - от 5 000 до 10 000 руб.;
- организации - от 60 000 до 80 000 руб.
Отличия штрафов-2020 от действовавших в 2019 году - возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.
Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке.
Если программа обнаружит, что организация или ИП действует более года, но не проводила спецоценку, то штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия инспекторов Гострудинспекции.