Примерно каждая пятая авария в мире происходит по вине водителя, который заснул за рулем, это же касается и дальнобойщиков, режим труда и отдыха которых оставляет желать лучшего. С этим надо что-то делать, раз обычные меры не дают должного результата. Об этом же подумали и исследователи Нотингемского Университета Великобритании.
Профессор Тилак Диас и Уильям Харли работают в исследовательской группе передовых текстильных разработок совместно с разработчиками электронных датчиков Plessey над созданием новой технологии, не позволяющей водителям засыпать за рулем. Компания Plessey является ведущим экспертом в области разработки и производства полупроводниковых изделий, используемых в приборах зондирования, измерения и управления.
Основной принцип работы такой системы будет интеграция датчиков, наподобие тех, что используются при снятии электрокардиограммы сердца, в текстильную обивку автокресел. Ожидается, что сенсорная система, встроенная в сиденье машины будет отслеживать сердечные ритмы, которые будут указывать на то, что водитель теряет бдительность и засыпает. После срабатывания специального датчика, бортовой компьютер автомобиля будет издавать характерное предупреждение водителю о том, что ему лучше съехать на обочину и остановиться.
Предполагается, что система также будет отключать круиз-контроль и другие подобные технологии, что позволит машине остановиться и предотвратить несчастные случаи. Ученые рассматривают также внедрения беспроводных технологий в датчики автомобиля, они будут передавать информацию в специальный центр управления движением, который на основе полученных данных будет принимать соответствующие решения.
Но не опасно ли будет постоянное использование таких электронных датчиков для организма человека? Специалисты из Plessey уверяют, что существует совершенно безопасная для человека емкостная технология измерения сердечных ритмов, дело осталось за малым: интегрировать данные технологии в текстильные обивки сидений, этим сейчас и занимается научная группа Нотингемского университета.
Если проект увенчается успехом, то в первую очередь такими датчиками будут оснащены грузовые автомобили и автомобили премиум класса. Первые являются наиболее рискованными на дороге, а вторые могут себе позволить внедрение современных, пока еще недешевых, технологий.
Одной из крупнейших аварий по вине спящего водителя произошла в Таиланде, где автобус, двигаясь по эстакаде сорвался в 30-метровую пропасть, в результате чего из 40 перевозимых пассажиров – 32 человека погибли. А сообщения о ДТП с участием сонных водителей в более мелком масштабе можно слышать ежедневно, поэтому разработки ученых возможно спасут ни одну тысячу жизней, в том числе и детей.