Система управления охраной труда (далее – СУОТ) представляет собой совокупность процедур и документов, которые регламентируют политику и цели охраны труда на предприятии, в том числе, должностные (функциональные) обязанности всех руководителей и специалистов. Работодатели должны создавать и обеспечивать функционирование СУОТ независимо от размера организации (ст. 212 ТК РФ).
СУОТ нужна для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом. Она позволяет:
- контролировать опасные производственные факторы;
- управлять производственными рисками;
- предотвращать инциденты, аварии, нештатные ситуации;
- минимизировать ущерб предприятия от неправильной работы;
- создать интегрированную систему менеджмента.
Система управления охраной труда состоит из основных элементов:
- политики;
- организации;
- планирования и применения;
- оценки;
- действий по совершенствованию.
Политика по охране труда должна быть изложена в письменном документе, согласованном с работниками и их представителями. Участие сотрудников является важнейшим элементом СУОТ на предприятии. Общая ответственность за охрану труда ложится на работодателя, распределяющего ее между руководителями среднего звена. Руководители, в свою очередь, должны обладать определенной компетенцией в вопросах охраны и безопасности труда, чтобы выполнять порученные им обязанности.
Документацию по охране труда нужно вести аккуратно и актуализировать по мере необходимости в зависимости от масштаба и профиля предприятия. Подобная информация должна доводиться до сведения работников и быть доступной в любое время.
В случае изменений – внутренних (например, кадровых, технологических, структурных) или внешних (законодательных, нормативных) – нужно заблаговременно предусмотреть, как они могут повлиять на охрану труда в организации. То же касается оценки опасных факторов при внедрении на предприятии новых технологий, процессов, материалов или оборудования. Все работники, которых затронут изменения, должны заранее получить необходимую информацию и подготовиться.
- политику по охране труда;
- распределение обязанностей по охране труда;
- главные опасные факторы и риски, средства их предотвращения и контроля;
- учет мероприятий по охране труда;
- перечень производственных травм, ухудшений состояния здоровья, профессиональных заболеваний работников и соответствующих несчастных случаев;
- нормативы и правила охраны труда;
- учет вредного воздействия;
- результаты контроля состояния производственной среды;
- данные обследования состояния здоровья сотрудников;
- результаты мониторинга;
- технические и организационные процедуры;
- инструкции и прочие взаимосвязанные внутренние регламенты.
Еще один ключевой элемент СУОТ заключен в создании внутренних коммуникаций на предприятии для:
- получения и документирования сообщений, связанных с охраной труда, и надлежащего реагирования на них;
- передачи информации по охране труда между различными уровнями в структуре предприятия;
- получения идей и предложений по охране труда от работников и их представителей.
Таким образом, выделяют этапы внедрения СУОТ:
- предварительная оценка;
- планирование;
- внедрение.
Задачи, которые вы ставите перед собой при создании СУОТ, должны быть измеримыми и отвечать специфике работы предприятия. Нужно придерживаться политики по охране труда и опираться на результаты первичного анализа. Не стоит предъявлять к системе изначально завышенные требования, лучше заняться разрешением реально существующих проблем с охраной труда.
Предварительная оценка состояния охраны труда должна стать опорной точкой для измерения степени развития системы. Первичный анализ проводят компетентные специалисты по согласованию с работниками и (или) их представителями в зависимости от обстоятельств.
На этапе планирования необходимо задаться целью создания такой системы, которая:
- как минимум, обеспечит соблюдение требований законодательства по охране труда;
- включит в себя необходимые элементы СУОТ;
- обеспечит постоянный рост эффективности охраны труда.
Внедрение СУОТ лучше проводить в два последовательных этапа:
- Опытная апробация системы. При этом проводят корректировку разработанной документации и проверяют функционирование отдельных элементов системы на практике.
- Окончательное введение СУОТ в действие.
Как сделать СУОТ эффективной
После внедрения СУОТ работа только начинается. Чтобы достичь поставленных целей, систему нужнонепрерывно совершенствовать. Для этого результаты СУОТ и ее эффективность нужно регулярно оценивать. На предприятии разрабатывают план внутренних проверок, назначают сотрудников, которые будут отвечать за контроль. Кроме того, следует создать форму отчетности по результатам проверок.
Собранные результаты передают на анализ руководству. Анализ должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволит объективно оценить систему. Результаты анализа нужно документировать. Потом их используют для внесения изменений в политику, цели и задачи по охране труда.
Невозможно сделать СУОТ эффективной, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками в рамках комитетов по охране труда или, например, коллективного договора. У работников и их представителей должна быть возможность полноценно участвовать в управлении охраной труда на предприятии путем прямого участия и согласования.
Главным принципом СУОТ является закрепление определенной ответственности за руководством среднего звена. Это предполагает участие всех сотрудников предприятия в охране труда. Если СУОТ управляет лишь руководство, эта система потеряет свою ориентацию и провалится.
Чтобы совместные комитеты по охране труда и аналогичные механизмы взаимодействия были эффективными, нужно:
- информировать работников о принципах СУОТ;
- привлекать сотрудников к мероприятиям по охране труда;
- актуализировать инструкции по охране труда с учетом изменений внутри организации и т. д.