За последние 3 месяца текущего года жертвами телефонных мошенников стало более 15 жителей Гулькевичского района.
В настоящее время резко возросли проявления мошенничеств, и борьба с этим видом преступлений обострилась. За истекший период 2018 года зарегистрировано более 25 фактов телефонных мошенничеств, и это только те факты, жертвы которых обратились к правоохранителям.
Мошенничество все больше приобретает новые свойства, оно становится особым видом информационного воздействия на человеческую психику. Данный вид преступного посягательства относится к категории технически сложных по замыслу и исполнению преступлений. Для его осуществления преступники часто объединяются в группы с четким распределением ролей в процессе подготовки и реализации преступного замысла. Организаторы и исполнители нередко обладают знаниями в области психологии.
В ходе расследования ряда уголовных дел возбужденных в ОМВД России по Гулькевичскому району установлено, что совершением указанной категории преступлений занимаются осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, которые расположены в других субъектах России.
Одним из самых известных способов стал телефонный вид мошенничества, как показывает практика, в зоне риска находятся абсолютно все.
Одной из самых распространенных схем обмана является телефонный звонок от якобы попавшего в беду родственника:
- Используя мобильный телефон, мошенник звонит потенциальной жертве на стационарный или мобильный телефон и, представившись родственником или знакомым, взволнованным голосом сообщает о том, что он задержан сотрудниками полиции за совершение того или иного преступления или правонарушения, но есть возможность за определенное вознаграждение «решить вопрос». Далее в разговор вступает другой мошенник, который представляется сотрудником правоохранительных органов и уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Как правило, деньги требуется отправить «Блиц-переводом», перевести на счет мобильного телефона либо отдать знакомому лже-полицейского. Мошенник может работать один, без соучастников, умело разыгрывая все роли.
Цель мошенников – заставить вас передать свои денежные средства «добровольно». Мошенники очень хорошо манипулируют людьми и отлично знают психологию. Они используют следующие мотивы: беспокойство за близких и знакомых, волнение за свой телефонный номер, счет в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз, любопытство – желание получить доступ к SMS и звонкам других людей. Для этого используются различные схемы мошенничества.
Также в качестве наиболее часто используемых схем телефонного мошенничества можно выделить следующие:
- «Оператор» звонит лично вам и сообщает о проблемах с вашим счетом и на предложенный номер предлагает отправить SMS.
- На телефон приходит SMS с незнакомого номера: «Привет, как дела?». Разговорчивый абонент может продлить переписку вплоть до отрицательного баланса.
- Абоненту звонит молодой человек и объясняет, что случайно положил деньги не на свой счет, а на его. Настойчиво, но вежливо, мошенник будет упрашивать перевести ему такую же сумму денег.
- На улице подходит незнакомец и просит позвонить с Вашего телефона. Злоумышленник звонит с него на платные номера.
- Абоненту звонят с незнакомого номера, он из любопытства перезванивает. Но платит за это соединение гораздо больше чем обычно.
- Абоненту с незнакомого номера приходит сообщение: «Кинь денег, друг! Это очень срочно! Потом все объясню».
- Абоненту сообщают по телефону, что он выиграл приз от компании оператора, но чтобы его забрать, необходимо купить карту оплаты. После этого абонента якобы переводят на автоматическую систему пополнения счета. По тоновым сигналам мошенники выясняют код карты и переводят деньги на свой счет.
Кроме того, участились случаи мошенничеств с использованием услуги «Мобильный банк», позволяющей управлять счетами через мобильное устройство. Данная услуга «привязывает» банковский счет к номеру телефона клиента банка. Мошеннические действия в отношении последних возможны в случае смены ими номера телефона без переоформления услуги «Мобильный банк». Поэтому гражданам необходимо помнить, что при смене номера телефона необходимо уведомить об этом сотрудников банка, то есть данная услуга должна быть установлена на действующий номер телефона.
Как же реагировать на попытки обмана и не стать жертвой мошенников?
- Получив звонок или сообщение, постарайтесь успокоиться и не принимать решение сразу. Лучше сказать звонящему, что вам необходимо время, чтобы всё обдумать.
- Прежде чем реагировать на сообщения или звонки от «родственников» или «друзей», попытайтесь дозвониться человеку, от имени которого пришло сообщение, кому-то из его близких, с которыми он в настоящее время может находиться.
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте никому своих персональных данных или конфиденциальной информации: пин-код банковской карты, номер счета, логин и пароль от страниц в социальных сетях.
- Задавайте вопросы. Если звонящий представляется как сотрудник полиции, банка, доктор поликлиники, страховой агент, первое, что нужно сделать, попытайтесь узнать информацию о собеседнике. Простые вопросы, например, фамилия и должность звонящего, из какого отделения полиции, банка или страхового агентства звонят, контактные данные руководителя организации и прочее настоящего сотрудника не смутят, а мошенников заставят занервничать.
- Как можно меньше оставлять информацию о себе в социальных сетях. Поставьте дополнительные пароли, чтобы как можно меньше было возможностей добраться до ваших данных, и не оставляйте их просто так. Очень внимательно надо относиться, когда у вас запрашивают копию паспорта или банковской карты.
Лучший способ обезопасить себя – игнорировать подозрительные звонки или сообщения. Если все же вы попались на удочку мошенников, немедленно сообщите в полицию или обратитесь с заявлением о совершенном мошенничестве. В нем подробно опишите все обстоятельства: когда, и с какого номера телефона пришло сообщение (сделан звонок), кто звонил, каким именем, фамилией, должностью представился, подробности разговора или сообщения, информация, которую требовалось сообщить. Также необходимо сообщить о телефонном мошенничестве в абонентскую службу или службу технической поддержки сотовой компании, с номера которой поступило сообщение (звонок) от мошенников. В ситуации, когда абонент совершил перевод денежной суммы мошенникам внутри одной мобильной сети, есть шанс при быстром обращении к оператору вернуть свои деньги. Для этого нужно подать в абонентский отдел заявление о возврате этой суммы. Если номер мошенника принадлежал другому оператору, вернуть деньги переводом невозможно.
Раскрытие подобных мошенничеств достаточно сложно и может потребовать большого количества времени, так как лица, участвующие в их совершении, часто находятся за пределами региона или даже в местах лишения свободы, а абонентские номера, с которых осуществляются звонки, зарегистрированы на посторонних лиц.
Правоохранители Гулькевичского района призывают граждан быть осторожными и напоминают: если к вам домой придут неизвестные или позвонят по телефону и сообщат, что у вашего родственника, знакомого неприятности и ему срочно необходимо передать деньги, не сомневайтесь – это мошенники! Ни в коем случае не передавайте деньги незнакомым людям! Свяжитесь с родственниками и сразу же обращайтесь в полицию! Не будьте доверчивыми! О фактах мошенничества можно сообщить, позвонив по телефону дежурной части Отдела МВД России по Гулькевичскому району: 5-19-11 или с сотового по номеру – 102.