gulkevichy@mo.krasnodar.ru
352190, Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, г. Гулькевичи, ул. Советская, д. 14
Show menu
Муниципальное образование Гулькевичский район Краснодарского края

Потребителю на заметку! Как действовать в случае обнаружения недостатка в товаре?

1. На товар гарантийный срок не установлен или срок гарантии уже истек!

Важно знать! Согласно п.6 ст.5 Закона РФ « О Защите прав потребителей» (далее Закон) устанавливать гарантийный срок (период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка продавец или им уполномоченная организация или импортер обязаны удовлетворить законные требования потребителя) является правом изготовителя.

Но при этом национальными стандартами, техническими регламентами Таможенного союза на ряд товаров предусмотрены обязательные сроки гарантии. Информация о наличии гарантийного срока на товар изготовителем сообщается в руководстве по эксплуатации, либо паспорте изделия, либо на маркировочном ярлыке. Но есть товары, на которые срок гарантии не установлен изготовителем и не предусмотрен вышеназванными документами (например, одежда).

В этом случае Законом предусмотрена ответственность продавца (или уполномоченной организации) по выполнению требований потребителя в том случае, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю. Доказывание наличия и характера дефекта возложено на потребителя (абзац 1, пункт 6, статья 18 Закона).

Иными словами, потребитель заказывает проведение независимой экспертизы и, получив заключение эксперта о том, что товар имеет производственный дефект, заявляет продавцу или уполномоченной организации или импортеру одно из требований ст. 18 Закона. Кроме этого, потребитель вправе также заявить продавцу требование о возмещении убытков, возникших при оплате стоимости экспертизы, т.к. данные убытки явились следствием продажи товара ненадлежащего качества.

И вот доказательства собраны и далее возникает вопрос, – а в какой срок можно заявлять требования указанные выше при отсутствии срока гарантии на товар?

Внимание! Для заявления таких требований пунктом 5 ст. 19 Закона предусмотрен 2-х летний срок со дня продажи товара. Аналогично потребитель может действовать и в том случае, если срок гарантии был установлен (например, один год), и он истек, но потребитель получив доказательство вышеописанным способом, также заявляет требование в срок, не превышающий 2 года от дня передачи товара.

Итак, для обращения к продавцу или уполномоченной организации или импортеру с требованиями, предусмотренными ст. 18 Закона в случае обнаружения недостатка в товаре установлен предельный срок – 2 года. Также важно! А что же делать, если в товаре обнаружился недостаток по истечению 2-х летнего срока? И это товар длительного пользования, дорогостоящий, а недостаток явно производственного характера?

Пунктом 6 ст. 19 Закона предусмотрен и такой вариант: потребитель, получив подтверждение в товаре наличия существенного недостатка (это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки) производственного характера вправе обратиться к изготовителю (уполномоченной организации, импортеру) с требованием о безвозмездном устранении таких недостатков. В какой же срок можно обращаться с таким требованием?

Этот срок исчисляется от двух лет со дня передачи товара потребителю и до окончания установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. А что означает «срок службы», и кто его устанавливает? Срок службы - период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.

Установление такого срока также является правом изготовителя. Итак, требование о безвозмездном устранении недостатков заявлено, но не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым… В этом случае потребитель вправе предъявить иные требования - например, замены товара на такую же марку или потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

2. С чем может столкнуться потребитель при заявлении требования продавцу в случае, когда гарантийный срок не установлен или срок гарантии уже истек!

а) потребитель собрал доказательства и предъявил требования, продавец при этом соглашается оплатить стоимость товара, дефект которого подтвержден экспертизой, но отказывается возместить убытки – стоимость оплаченной экспертизы.

Данная ситуация возникает вследствие того, что продавец ссылается на то, что потребитель не обратился к нему изначально и продавец был лишен возможности в добровольном порядке рассмотреть конфликтный вопрос (в частности провести проверку качества).

Но, согласно пункта 1 ст. 19 Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Следовательно, право предъявлять требования продавцу без наличия доказательств за пределами гарантийного срока и случаев, когда сроки гарантии не установлены, Законом напрямую не предусмотрено.

И, как указано выше потребитель обязан доказать продавцу наличие и характер недостатка в товаре. б) невзирая на все доказательства продавец отказывается выполнить законные требования потребителя. В данном случае остается один вариант подавать в суд исковое заявление. Приводим примерный образец искового заявления